Изложенный в дипломной работе материал может быть использован в школьном курсе химии при подготовке и проведении интегрированных уроков (химия и биология, химия и экология) или в химическом кружке.
Исследование химического состава снежного покрова можно проводить на практических занятиях, на уроках экологии, так как снег является индикатором степени загрязнения атмосферы.
Цель работы:
· определить наличие в снеге соединений загрязняющего характера;
· найти взаимосвязь между продуктивностью растений и загрязнением среды;
· научиться проводить качественные реакции.
Оборудование: пробоотборники (пластмассовые бутылки со срезанным дном); лопатки; воронки; фильтры; весы; химическая посуда; спиртовка; реактивы (хлорид бария, ацетат свинца, марганцовокислый калий, нитрат серебра, щелочь, карбонат аммония, концентрированная кислота, сульфид натрия или калия, роданид калия).
Ход работы:
а) Выявление химических загрязнителей в снеге:
1. К 10мл. пробы добавить 1мл. хлорида бария. При наличии в пробе сульфат-ионов возникает помутнение.
2. К 10мл. пробы добавить слабый раствор марганцовокислого калия. При наличии сульфат-ионов розовый окрас исчезает.
3. К 10мл. пробы добавить ацетат свинца. При наличии в пробе хлорид-ионов выпадает осадок белого цвета.
4. К 10мл. пробы добавить сульфид натрия или калия. Зелено-бурый осадок говорит о присутствии ионов меди (II).
5. Прилить к 10мл. снеговой пробы карбонат аммония. При наличии ионов кальция появится помутнение, а при добавлении еще концентрированной кислоты начнется бурное выделение газа.
б) Определение кислотности.
Цель:
· определить кислотность снеговых выпадений;
· сравнить показатели кислотности в разных участках отбора проб.
Ход работы:
1. Отлить 10мл. снегового фильтрата в стакан.
2. Опустить в стакан индикаторную бумагу и определить кислотность фильтрата.
Определить рН пробы можно также, используя колориметрическую шкалу, состоящую из ряда запаянных пробирок, содержащих буферные растворы с соответствующими индикаторами, или бумажной шкалой, на которую нанесены соответствующие каждому значению рН цвета.
В химическом кружке можно проводить все доступные анализы, если в школе имеются реактивы и соответствующие оборудование.
Галогены
Галогены (солероды) – фтор F, хлор Cl , бром Br, йод I и астат At расположены в главной подгруппе VII группы периодической системы
элементов Д.И.Менделеева. Все галогены, кроме астата, вст ...
Разновидности и принцип действия экстракторов
В ходе
химико-технологического процесса химическому превращению подвергаются
разнообразные вещества, обладающие различными физико-химическими свойствами.
Разнообразна и сама природа химичес ...
Красители на основе 2-амино-5-меркапто-1,3,4-тиадиазола
Красителями, в широком смысле этого слова, называют
органические соединения, обладающие способностью поглощать и преобразовывать
световую энергию в видимой и ближних ультрафиолетовой и инфра ...