Изложенный в дипломной работе материал может быть использован в школьном курсе химии при подготовке и проведении интегрированных уроков (химия и биология, химия и экология) или в химическом кружке.
Исследование химического состава снежного покрова можно проводить на практических занятиях, на уроках экологии, так как снег является индикатором степени загрязнения атмосферы.
Цель работы:
· определить наличие в снеге соединений загрязняющего характера;
· найти взаимосвязь между продуктивностью растений и загрязнением среды;
· научиться проводить качественные реакции.
Оборудование: пробоотборники (пластмассовые бутылки со срезанным дном); лопатки; воронки; фильтры; весы; химическая посуда; спиртовка; реактивы (хлорид бария, ацетат свинца, марганцовокислый калий, нитрат серебра, щелочь, карбонат аммония, концентрированная кислота, сульфид натрия или калия, роданид калия).
Ход работы:
а) Выявление химических загрязнителей в снеге:
1. К 10мл. пробы добавить 1мл. хлорида бария. При наличии в пробе сульфат-ионов возникает помутнение.
2. К 10мл. пробы добавить слабый раствор марганцовокислого калия. При наличии сульфат-ионов розовый окрас исчезает.
3. К 10мл. пробы добавить ацетат свинца. При наличии в пробе хлорид-ионов выпадает осадок белого цвета.
4. К 10мл. пробы добавить сульфид натрия или калия. Зелено-бурый осадок говорит о присутствии ионов меди (II).
5. Прилить к 10мл. снеговой пробы карбонат аммония. При наличии ионов кальция появится помутнение, а при добавлении еще концентрированной кислоты начнется бурное выделение газа.
б) Определение кислотности.
Цель:
· определить кислотность снеговых выпадений;
· сравнить показатели кислотности в разных участках отбора проб.
Ход работы:
1. Отлить 10мл. снегового фильтрата в стакан.
2. Опустить в стакан индикаторную бумагу и определить кислотность фильтрата.
Определить рН пробы можно также, используя колориметрическую шкалу, состоящую из ряда запаянных пробирок, содержащих буферные растворы с соответствующими индикаторами, или бумажной шкалой, на которую нанесены соответствующие каждому значению рН цвета.
В химическом кружке можно проводить все доступные анализы, если в школе имеются реактивы и соответствующие оборудование.
Ответы к задачам
Тема 1
1. 0,055. 2. 6.10-3
моль/л. 3. I = 0,006; aCa2+
= 6,4.10-3 моль/л; aCl- = а = 1,5.10-2 моль/л. 4. а±
= 8,223.10-2; а = 5,56.10-4.
5.-133,15 кДж/моль. 6. 297 К. 7. 5,5.10-6
Ом-1.м-1. 8. ...
Производство поливинилбутираля
Химическая
промышленность прошла бурный путь развития в период 50-х – 80-х годов. В
отрасли был создан значительный производственный потенциал. Однако он был
ориентирован на цели командно–а ...