Молекулярные орбитали этана

Молекулярные орбитали этана С2Н6 можно легко построить из МО двух фрагментов СН3. Для этого составляются связывающие и антисвязывающие комбинации одинаковых орбиталией обоих фрагментов. На рис. 2.22 показана такая процедура для четырех нижних орбиталей фрагмента СН3, из которых получаются восемь нижних орбиталей этана (всего у этана четырнадцать молекулярных орбиталей). Поскольку этан имеет 14 валентных электронов, семь из построенных орбиталей будут заняты, а восьмая орбиталь (χ8) будет пустой, т.е. будет представлять собой НСМО. Из рисунка видно, что НСМО этана образуется путем антисвязывающей комбинации орбиталей ψ4 фрагментов СН3 и имеет характер разрыхляющей орбитали σ-связи С-С (σ*СС). ВЗМО молекулы этана представлены двумя вырожденными орбиталями ψ6 и ψ7, которые образуются путем антисвязывающих комбинаций (ψ2-ψ2) и (ψ3-ψ3).

Рис. 2.22. Образование МО заторможенной конформации этана из двух Рис. 2.22. Образование МО заторможенной конформации этана из двух пирамидальных фрагментов СН3

Пара вырожденных ВЗМО этана имеет характер разрыхляющих орбиталей С-С связей π-симметрии. Отметим, что расщепление несвязывающих орбиталей ψ4 больше, чем расщепление орбиталей ψ2 и ψ3. Это обусловлено большим перекрыванием орбиталей ψ4, которые гибридизованы навстречу друг другу. Поэтому высшая занятая МО образована не орбиталью χ5, а орбиталями χ6 и χ7. Нижние связывающие орбитали χ1 и χ2 имеют наибольшую плотность в районе связей С-Н. Связывание между атомами углерода осуществляется главным образом орбиталями χ3, χ4 и χ5, которые лежат выше, чем χ1 и χ2. Отсюда следует вывод, что в этане связи С-Н прочнее связей С-С. Это подтверждается термохимическими данными. Действительно, в этане энергия разрыва связи С-Н (98 ккал/моль) на 16 ккал/моль больше энергии связи С-С (82 ккал/моль).

Смотрите также

Алифатические амины
...

Огнестойкие композиции на основе полибутилентерефталата
"В химии нет отходов, есть только неиспользованное сырье" Д. И. Менделеев. Как известно, развитие современной техники невозможно без исследования пластических масс, в особенност ...

Проблемы и решения на уровне учения о составе
Способ решения основной проблемы химии - проблемы происхождения свойств веществ - стал выражаться посредством схемы: СОСТАВ → СВОЙСТВА Этот способ положил начало учению о составе веществ, ...